Международный фестиваль Квир-культуры в Санкт-Петербурге

Еретики, народовольцы, диссиденты, хиппи, квир… радикальные феминистки!

Ольгерта Харитонова, канд. филос. наук, island_ostrov@inbox.ru

Еретики, народовольцы, диссиденты, хиппи, квир… радикальные феминистки!

До 90-х гг. ХХ в. в СССР существовало тоталитарное общество, на смену ему пришло общество, захваченное ценностями и нормами криминальной среды. Она характеризуется замкнутостью, кастовостью, строгой иерархичностью, жизнью по понятиям, традиционализмом, безусловной ксенофобией и нетерпимостью, что во многом продолжает замкнутость и нетерпимость тоталитаризма.

На мой взгляд, к категории «квир» в нашем государстве можно отнести всех, кто выламывается из общепринятых норм: диссидентов, интеллигентов, анархистов, готов, хиппи, последователей различных этнокультур… и в первую очередь феминисток, если они действительно хотят изменить патриархатное общество.

Понятие «квир» (queer) – такое же радикальное, подвижное, как и обозначаемые им явления. Изначально «квир» было оскорбительным названием людей-ЛГБТ, то есть оно было привязано к гендеру. Теперь относить к категории квир всех геев, я бы не торопилась. Многие из них прекрасно вписываются в предлагаемые условия. В современных обстоятельствах «квир» – это политически и радикально окрашенное слово. Оно обозначает не только человека, у которого сексуальная ориентация или гендер не совпадают с узкими границами гетеросексуальности. Квир включает в себя всех, исключенных обществом.

Но вопрос пола – это действительно, наиболее консервативный вопрос общества. Во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) во второй статьей написано о равенстве в правах всех людей вне зависимости от расы, пола, религии, национального или социального происхождения, политических или иных убеждений, имущественного, сословного или иного положения. В паспортах многих стран от обозначения национальной, сословной и религиозной принадлежности уже отказались. Однако никто пока не отказался от пола. И как бы лояльно ни были настроены в Европе к гей-парадам, но и там от этой графы в паспортах не отказываются.

Что уж говорить о России, в которой консерватизм после прихода к власти Путина только возрастает. Особенно настораживают авансы в сторону РПЦ. Воцерквленных в России – 5%*. При этом нам всем хотят внушить мысль о непререкаемости церковного авторитета.

Я считаю, что концепция прогрессивного развития общества отражает реальное движение истории. И если говорить о прогрессе в морали, то он идет в сторону всё большего принятия ценности разноОбразности субъекта, ценности «Другого».

Готова ли Россия к принятию квир-теорий? На мой взгляд, нет. Поэтому сейчас квир по-русски будет таким же, как и бунт по-русски – кровавым и беспощадным.

Единственно действенные средства – это просвещение и развитие феминизма. Только изменив отношение к женщине, и изменив отношение женщины к обществу, мы изменим культуру, а с ней и реалии квир-теории.

* «Хотя за последнее десятилетие количество воцерквленных в России значительно выросло, по мнению православного публициста профессора Московской духовной академии Андрея Кураева и других православных просветителей, их доля не превышает 5% населения. В Словаре «Религии народов современной России» (М.,2002) дается цифра на порядок больше, но в данном случае речь идет не о воцерквленных верующих, а о так называемом культурном православии». (Барчунова Т. Человек верующий: гендерная наука и религия// Гендер для чайников. – М.: «Звенья», 2008. – С. 188)

Написать ответ

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.