Международный фестиваль Квир-культуры в Санкт-Петербурге

Сексуальные революции ХХ века как наследство и современность.

Алла Митрофанова, худкритик, философ. Галерея экспериментального звука(ГЭЗ21) на Пушкинской 10, twinsmi@mail.ru

Сексуальные революции ХХ века как наследство и современнсть

Сексуальные революции случались в  истории ХХ века регулярно. Наиболее
значимая из них в России 20х годов. За одно поколение распалась
патриархальная семья, перестали заключаться браки как церковные, так и
гражданские, прокатилось движение “долой стыд”. Нудисты не только
заполнили городские пляжи, но и прогуливались по улицам Москвы,
Ленинграда, Ростова на Дону, посещали кинотеатры и кафе. Комсомольцы и
комсомолки серьезно относились к своим сексуальным потребностям, равно
как и к своим новым гражданским правам. Это порождало новые социальные
и психические проблемы. Для женщин сексуальность не заканчивалась
оргазмом, а продолжалась в беременности и материнстве, что требоапло
организации сексуальных отношений. Государство открывало детские сады,
женщины организовывались в коммуны взаимопомощи, которые выплачивали
из своей кассы алименты и сообща воспитывали детей. Суды постоянно
разбирали дела о сексуальных  домогательствах, случаи изнасилования.
Гражданки требовали законодательного обустройства сексуального права.
Наиболее гарантированным казался институт брака, который и вернули в
середине 30х. Мы можем говорить о почти 20 годах  сексуальной
революции в России. Но и слудующие поколения даже в период наиболее
консервативных ценностей  уже не знали форм семьи ХIХ в. Разводы,
алименты, госзабота о детях, экономическая занятость женщин неизменно
оставались нормой социального устройства.

Эта ситуация была следствием введения в активный режим политического
творчества множества индивидов, ранее существовавших в нормативной
структуре отношений и ценностей. Идеология, начиная с работ Коллонтай
и вплоть до Маркузе и Райха, была основана на теоретической смеси
марксизма и психоанализа. Было очевидно, что новое общество не
возникнет если революционная идеология не переформирует психические и
телесные возможности индивидов. Сексуальная революция 20х имела
продолжение в странах не затронутых радикальным социальным переворотом
в 60е.

В определенном смысле  она продолжается сейчас, но приоритетными ее
особенностями стали не освободительные политики, а гендерный маскарад,
легитимация гомосексуальности и трансексуальности, движение ЛГБК и
попытки создания законодательного регулирования множества
самоидентификаций, учитывающих, но не предписывающих идентичности.
Сексуальная революция является экстримальной формой переформатирования
телесности, когда старая нормативная структура рассыпается на
фрагменты, а новая появляется как  экстатическое намерение пойти к
новым горизонтам этического максимума. Речь захлебывается,
дисциплинарная организация тел разваливается и  предъявляется “самое
близкоее и самое дальнее – тело с его неорганизованной либидинальной
экономикой. Дальнейшая формализация телесности происходит как
легитимация  различий, установления новых множеств и идентичностей.

Написать ответ

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.