Международный фестиваль Квир-культуры в Санкт-Петербурге

Возможно ли субверсивное повторение в квир-теории?

Мы живем в культуре гендерной меланхолии, что вынуждает субъект участвовать в гетеросексуальном маскараде. Этот фантазм мужественности и женственности спекулирует на исключении гомосексуальности и прочих форм сексуальности из дискурса. Отсюда, возникает не менее фантазматическое желание бороться с маскарадом и требовать признания собственной самости  и  ее экзистенции. Рассмотрим вслед за Джудит Батлер социально-политический дискурс как навязчивое повторение, с которым невозможно бороться, но которое скрывает внутри себя субверсивный потенциал и потому открывает возможности спасения и существования квир-идентичностей через повторение.

Тезисы доклада:

1.Лакановское понятие повторения. Двойственность повторения: Wiederkehr (автоматизм и повторяемость символической структуры) и Wierderholen (встреча с Реальным, откуда производится нехватка). Где демонстративно пульсирует повторяемость  символической структуры, ее окостеневание под действием automation, на заднем плане всегда существует пространство «несбывшейся встречи». Реальное как лакуна в дискурсе, способная привести вновь к повторению, которое одновременно будет его переозначиванием.

2.Батлер: власть действует через повторение, закрепляя себя через производство субъекта, который будет стремиться исполнить закон, чтобы компенсировать нехватку в себе. За видимостью бытия собой – расщепленность властью.

3.Власть сама расщеплена, потому вынуждена себя панически повторять, чтобы материализовать несуществующие основания. Социальные санкции работают через исключение-перекрывание, производя  «нормальные» формы существования и область несуществующих социально мертвых.

4.Гомосексуальность означивается ретроактивно как неудачная копия гетеросексуальности, чтобы подтверждать ее как оригинал. Гетеросексуальность воспроизводится через паническое повторение гендера. Гомосексуальность открывает Реальное, скрытое гетеросексуальным фантазмом, разоблачает «нормальность» идеала. Страх гомосексуальности = страх «встречи с Реальным».

5.Бороться не за признание идентичностей, а заниматься гендером как местом повторения.  Нет внутреннего ядра, выразимого в гендере как культурной надписи. Только игра перфомативности и скольжение в означающих.

6.Подрыв через комическое повторение. Перформативность драга и лесбийского бутча – диссонативное и денатурализированное исполнение, гендер как миметический, фантазматический, неестественный. Играя себя как «неудачную копию», «нереальное», выигрывают за счет гиперболизации повторения.

7.Повторение  само диктует и раскрывает механизм своего распада.  Комическое повторение нормы «реальными» (исключенными из дискурса) – возможность пере-означивания, пере-материализации. «Сила регуляции может быть обращена против самой себя, чтобы порождать реартикуляции, которые ставят под вопрос гегемонную силу самого регуляционного закона» (Батлер).

Елена Стрижова, аспирантка Европейского Университета в Санкт-Петербурге, safari2@yandex.ru

Написать ответ

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.